Новости | Архитектура | Главная

Коллекция музея «Царское Село» пополнилась раритетами XIX века

В коллекции музея-заповедника “Царское Село” пополнение. Сразу несколько раритетных ваз из фарфора, “Ночь в Стамбуле” работы Ивана Айвазовского и нарядный столик конца XIX века. В тридцатые годы все эти экспонаты были помещены в Дворец культуры им. Горького.

Настойчивыми стараниями работниками петербургского КГИОП предметы, прожившие долгое время в гостиных царской семьи пополнили Государственный музейный фонд.

История экспонатов

На Императорской фарфоровой фабрике начали жизнь эти произведения, расписанные копиями полотен старинных шедевров. При Александре I началась практика перенесения изображения сюжетов произведений на фарфоровые изделия, но при Николае I данный вид искусства получил наибольшее развитие. Этому времени принадлежат лучшие образцы исполнения.

Перенесение сюжетов работ Николаса Питера Берхема, Яна Минсе Молинара в трактовке Н. Корнилова – одни из исключительных по качеству образцов. В качестве сюжетов представлены заимствования известных голландцев XVII века. Отдых на привале и сцена из жизни зимнего города, - вот сюжеты, перенесенные на фарфор. Кроме прочего, отметим рельефность декора, ручки вазы, украшенные завитками аканта.

Работа по реставрации

Экспонаты пришлось буквально собирать заново, соединяя отдельные части, удаляя многолетние загрязнения, восстанавливая отдельные фрагменты с самого нуля. Используя реставрационную специализированную технику, были реконструированы ручки, посредством специально изготовленных стержней отдельные фрагменты собраны в единое целое. Вся часть выполненной работы принадлежит Царскосельской янтарной мастерской.

Теперь полюбоваться ими можно в Александровском дворце. Там же будет выставлена для широкой публики и работа Айвазовского, 1882 года создания.

Александр III очень высоко ценил талант живописца, в Царском Селе разместил одно из наиболее полных его собраний купец Кокорев, каковую полностью и выкупил император. В Аничковом и Александровском дворцах полотна продолжили свою жизнь.

По приходу к власти большевистского правительства полотна оказывались в запасниках Русского музея, некоторые переехали в Москву. Александровскому дворцу осталось лишь очень небольшая часть ее, которая окончательно покинула эти стены в войну. Коллекция музея пополнилась. Возвращение “Ночи в Стамбуле” – волнительное и имеющее огромное значение, - говорит Лариса Бардовская, главный хранитель музея.